История нашего прихода

Крестный ход в Петрограде с участием католиков византийского обряда, 30 мая 1918 г.

В истории нашего прихода много интересных людей и важных событий, которые сильно повлияли на католицизм в России. В ней существует несколько периодов, о которых мы сейчас коротко напишем.

о. Алексей Зерчанинов
  1. Не публичное существование:  В 1905 году император Николай II издал Манифест об укреплении начал веротерпимости, что вызвало новую волну переходов в католицизм. В октябре 1905 в Петербург приезжает о. Алексей Зерчанинов (перешедший в католичество в 1896 г., после чего находился в заключении, а затем в ссылке) и начинает в своей комнате на Полозовой улице, д. 12  служить Литургию с поминовением Папы.
  1. Публичная домашняя церковь: В 1909 в Петербург приезжает о. Евстафий Сусалев (старообрядческий священник «белокриницкого согласия», перешедший в католичество годом ранее). На мансарде того же здания в пасхальный день 1909 года публично открывается  домашняя церковь Святого Духа (освящена 28 марта 1909 г., была закрыта в 1914 году). После Литургии о. Евстафий направляет на имя Государя Императора телеграмму и получает ответ: «Его Величество благодарит русских старообрядцев, находящихся в общении со Святейшим Престолом» (Павел Парфентьев. «С терпеньем мы должны нести крест свой…»: Документы и материалы о жизни и деятельности блаженного священномученика экзарха Леонида (Федорова),  (дальше ДМЖЛФ)).
  1. Зарегистрированная церковь: До весны 1911 года церковь на Полозовой все еще оставалась незарегистрированной. В марте 1911 года русские католики были переведены под юрисдикцию Могилевского архиепископа Викентия Ключинского. После этого Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел Российской Империи в июле 1912 года через архиепископа Ключинского передал русскому греко-католическому священнику Иоанну Дейбнеру бумагу, допускающую существование Русской Католической Церкви и назначающую отца Дейбнера её настоятелем. Ему разрешалось заводить метрические книги для записи рождений, крещений, венчаний, отпеваний. 15 апреля 1911 часовня преобразована в приходскую церковь.
  2. Церковь на углу Бармалеевой улицы (дом ныне не существует). Из-за увеличения числа паствы было найдено новое помещение—маленький деревянный дом № 48/2, в два этажа. Верхний этаж (квартира № I) имел отдельный вход с улицы. Помещение было освящено 30 сентября 1912 по адресу Бармалеева улица 48/2, квартира №1 (или Большая Пушкарская улица, д. 48/2). С 30 сентября 1912 по март 1913 проводятся службы.  После закрытия в марте 1913 службы проводятся тайно.
Блаженномученик Экзарх Леонид Федоров
  1. Полноценное существование: В июне 1917 года Русский Экзархат восточного обряда был утвержден Временным правительством. Приход Сошествия Святого Духа был официально учрежден при установлении Экзархата 2 апреля 1917  года на Большой Пушкарской (на данный момент документы об этом отсутствуют). Из распоряжений и писем митрополита Андрея Шептицкого следует, что он признал приход: “Разрешаем верным и приходскому настоятелю Петроградской Церкви Сошествия Святого Духа…» (ДМЖЛФ с. 187 <ДВ сс. 331-332, Распоряжение № 1 митрополита Андрея Шептицкого экзарху Леониду Федорову). В письме к Наталии Ушаковой митрополит пишет: «Высокочтимая Наталия Сергеевна, отвечая на поданное через Вас прошение прихожан церкви Святого Духа, что на Бармалеевой улице, разрешаем верным и приходскому настоятелю Петроградской Церкви Сошествия Святого Духа, что на Бармалеевой улице, согласно их прошению… Если настоятель церкви Сошествия Святого Духа или кто-либо другой представит нам проект нового богослужения в честь Святых Даров, вполне отвечающего духу восточного обряда, то мы охотно утвердим его и благословим его устав… ”. Приход имел «приходскую печать» (ДМЖЛФ с. 336 Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ф. архивно-следственных дел, д. П-85381, т. 1,л. 143. Копия. Публикуется по ШКС сс. 133-134, 4 марта 1923 г.).
Митрополит Андрей Шептицкий

Есть документы, которые свидетельствуют о том, что прихожане официально обращались к власти: «Заведующему общим подотделом юстиции Гражданину Р. А. Теттенборну: Мы, нижеподписавшиеся, члены приходской общины русской греко-католической Церкви, сим доводим до Вашего сведения…» (<ЦГА СПб. ф. 151, оп.2, д. 137,  л. 42-43. Подлинник, 21 сентября 1919). Из документа заседания прихожан греко-католической церкви Сошествия Святого Духа в присутствии полномочного представителя Комиссариата Юстиции Сергея Никаноровича Драницына 4-го января 1920 года: «Мы, прихожане, греко-католики церкви Сошествия Святого Духа, что на Петроградской стороне (Бармалеева ул. 48/2) выслушали следующие заявления представителя Комиссариата Юстиции Сергея Никаноровича Драницына» (ДМЖЛФ с. 212 РГИА, ф. 826, оп. 1, д. 1929, л. 182. Копия).

Официальное закрытие 5 декабря 1922 г. Приход был также признан государством, и его закрытие носило официальный характер. Мандат от Петроградского Районного Отдела Управления: «Дан сей мандат Отделом Управления Петроградского Райисполкома тов. ГОЛОВИНУ в том, что ему разрешается, на основании постановления Губисполкома от 25/Х1 — с. г. за № 125/с, закрыть церковь Сошествия Святого Духа, помещ. по Бармалеевой ул. д. № 48/2» ( № III-51<ЦГА СПб, ф. 151, о п.2, д. 137. л. 48. Подлинник. ДМЖЛФ с. 296).

Из мандата исполнительного комитета совета рабочих и красноармейских депутатов: «Отдел Управления ПГИ просит сообщить приходскому совету греко-католической церкви, помещающейся в доме № 48/2 по Больш. Пушкарской ул., что просьба о пересмотре постановления Президиума ПГИ от 2/VI с. г. о закрытии вышеупомянутой церкви отклонена, согласно отношения ВЦИК от 5/VI 23 г. за № 5644/к.» (ДМЖЛФ с. 340 <ЦГА СПб, ф. 151, оп. 2, д. 137, л. 62. Подлинник. Подотдел 17 июля 1923г.).

Количество прихожан прихода в 1918 году составляло около 400 человек, но к 1922 году осталось только 70. Многие из них пострадали от советской власти.

Одна из причин, которая побудила нас восстановить историческое название прихода, это сохранение исторической памяти и почитание тех людей, которые стояли у его истоков.

Настоятели прихода:

Отец Иоанн Дейбнер (1909-1917 и 1922-1923)

Блаженный Леонид Федоров, экзарх (1917-1922)

Сл. Божий Епифаний Акулов

Несменяемым заместителем настоятеля был отец Епифаний Акулов (август 1922 — 1923 и 1933-1937), расстрелянный 2 августа 1937 года. Об Акулове сказано: “Хотя отец Епифаний назначен мною как ординарный и несменяемый заместитель настоятеля, однако перед властями он должен фигурировать только в качестве священника, которого Вы наняли, чтобы совершать службу в храме Сошествия Св. Духа” (см. ДМЖЛФ с. 336 Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ф. архивно-следственных дел, д. П-85381, т. 1, л. 143. Копия. Публикуется по ШКС сс. 133-134, 4 марта 1923 г.).

В приходе служили следующие представители духовенства:  о. Алексей Зерчанинов (1905- июнь 1924),  о. Евстафий Сусалев (1909 — июнь 1918), о. Глеб Верховский (1915 — июль 1918), о. Диодор Колпинский (перешел из латинского обряда, 1916 — 1918), о. Трофим Семяцкий (1917 — ?), дьякон Николай Тарге (-1918), о. Николай Михалев (1927-1929 и июль 1934 -май 1935).

В последствии от советской власти пострадали: отец Алексей Зерчянинов; отец Иоанн Дейбнер и слуга Божий Епифаний Акулов были расстреляны, блаженний Экзарх Леонид Федоров умер мученической смертью в ссылке (Парфентьев П. А., «С терпением мы должны нести крест свой…»: документы и материалы о жизни и деятельности блаженного священномученика экзарха Леонида (Федорова), Издательская группа «Керигма», СПб 2004, ст. 163).

Также и среди мирян было много тех, кто стал исповедником своей веры в концентрационных лагерях. Например Дмитрий Александрович Крючков, поэт, переводчик и организатор кружка «боголюбцев» для католиков византийского обряда; Прилежаев Сергей Николаевич и Пруссак Анна Владимировна. Балашев Владимир Васильевич, который с 1913 года был редактором журнала «Слово Истины» и Обухов Борис Васильевич, морской офицер, были расстреляны.

Юлия Данзас (инокиня Иустина)

Монашеская община: 14 сентября 1921 в доме № 76-78 на углу Подрезовой улицы и Малого проспекта было положено начало монашеской общине Святого Духа. Юлия Николаевна Данзас была пострижена с именем Иустина, а Екатерина Башмакова – Евпраксия. После этого были еще монахини: Преображенская Екатерина Осиповна, Гильдебрант Лидия Константиновна, Ефедьева Елена Михайловна, Подливахина Капитолина Николаевна и Поссейполь Анна Ивановна. Монахини служили и помогали при приходе Сошествия Святого Духа. При советской власти им также довелось провести много лет в лагерях.

В заключение можно сказать вместе с диаконом Василием, автором знаменитой книги о блаженном Леониде Федорове, что «петербургский приход» — это начало и завершение первого крестного пути русского католичества», поэтому считаем крайне необходимым сохранить память о нем (Бурман фон, Василий, диакон, Леонид Федоров: Жизнь и деятельность. Рим, 1966. Переиздание Львов, 1993, с. 531-32).

 

Поделиться ссылкой:

Расписание Богослужений

Воскресенье
10.30 Часы, возможность исповеди
11.00 Литургия

Понедельник-пятница
6:50 Литургия
Суббота
7:50 Литургия
17:30 Всенощное бдение

 

Богослужения проводятся в маленькой церкви, расположенной в цокольном этаже собора Успения Девы Марии — 1-я Красноармейская ул., 11. Тел. +7 (911) 261-94-16