История

  • 0Родоначальниками русской католической традиции византийского обряда в определенном отношении можно считать великих князей Владимира и Изяслава Ярославича (1024- и киевского митрополита Исидора (1385-1463), включая всех тех русских церковных деятелей, которые пытались ранее достигнуть полноты общения русской Церкви с Церковью Рима.
  • Конкретная история  Российской Католической Церкви Византийского Обряда, если не рассматривать предпосылки и влияния, начинается с конца XIX столетия.
  • У истоков этой истории лежит влияние целого ряда факторов: 1) внутреннее движение к общению и единству с Вселенской Церковью, заложенное в самосознании древнего русского христианства, а не привитое к русской традиции «извне»; 2) вступление западнорусской Церкви в полное общение с Римом в конце XVI века, позволившее существование русской церковной традиции в лоне Католической Церкви; 3) серьезные западные влияния на богословие, духовное образование и духовность русской Церкви; 4) осознание неспособности Церкви, сращенной с государством в России и испытывающей давление, всерьез ответить на стоящие перед верующим сердцем вопросы.
  • Не последнюю роль сыграли усилия русских католиков XIX века. В основу устремлений русских католиков византийского обряда легли теоретические взгляды и представления таких авторов, как о. Иван Гагарин, князь Н.Б. Голицын, княгиня Е. Волконская, В.С. Соловьев.
Владимир Соловьев (1853-1900), русский религиозный мыслитель
  • В 1888 году в Париже выходит статья Владимира Соловьева под названием «Русская идея», в которой философ высказывает мысль о том, что русскому православию для преодоления того духовного кризиса, в котором оно пребывает, необходимо воссоединение с Вселенской Церковью во главе с римским архиереем. Не смотря на то, что Соловьев не видел возможности скорого единства восточных и западных Церквей, допускал неформальный переход в католичество, при этом «неповрежденно исповедуя истинное православие, не становясь латинянином, признавая Рим центром вселенского христианства».
Отец Николай Толстой (1867-1938), первый русский католический священник византийского обряда
  • В ноября 1894 года к Католической Церкви официально присоединяется православный священник Николай Толстой. В своей «Исповеди» о. Николай пишет: «Я считал, что Восточная Церковь целиком должна соединиться с Римской и составить с ней Единую Вселенскую. А пока действовать, как было до разделения и как будто разделения этого не было и не существует». Отец Николай был знаком с Владимиром Соловьевым, и общность их взглядов позволило последнему 18 февраля 1896 года, в день памяти святого Льва Великого, Папы римского, в Москве, в домовой церкви отца Николая Толстого официально присоединиться к Католической Церкви согласно византийскому обряду.
  •  Владимир Соловьев утверждал, что, только имея общение с Римом, он стал настоящим восточным верующим, уподобившись святым Отцам Востока: «Как член истинной и досточтимой православной восточной или греко-российской Церкви, говорящей не устами антиканонического Синода и не чрез посредство чиновников светской власти, но голосом великих Отцов и Учителей своих, я признаю верховным судьей в деле религии того, кого признали таковым святой Ириней, святой Дионисий Великий, святой Афанасий Великий, святой Иоанн Златоуст, святой Кирилл, святой Флавиан, блаженный Феодорит, святой Максим Исповедник, святой Феодор Студит, святой Игнатий и т. д., — а именно апостола Петра, живущего в своих преемниках и не напрасно слышавшего слова Господа «Ты — Петр, и на этом камне Я создам Церковь мою. Утверди братьев твоих. Паси овец моих, паси агнцев моих» (цит. по: Соловьев В., Россия и Вселенская Церковь).
  • По причине присоединения Соловьева отцу Николаю грозил арест, и он был вынужден очередной раз покинуть страну. Жизнь отца Николая окончилась трагически — расстрел советской властью 4 февраля 1938 года.
о. Алексей Зерчанинов (1848-1933), глава миссии русских католиков восточного обяда
  • В 1896 г. заявил о своем католичестве благочинный села Борисова Арзамасского уезда Нижегородской области, отец Алексей Зерчанинов. После тщательного изучения святоотеческих творений, истории Соборов, литургических текстов он, без всякого внешнего влияния, пришел к выводу об истинности католического вероучения. За свои взгляды был в последствии арестован и заточен в суздальскую тюрьму при Спасо-Евфимиевском монастыре как нарушитель церковных устоев. Там он пишет большую апологию католической веры «Царство Божие в мире. Компиляция материалов, прочитанных деревенским дилетантом», основанную исключительно на официально опубликованных русских церковных материалах. 
Н.С. Ушакова (ум. 1917), русская аристократка, католичка восточного обряда
  • Начало 1900-х. По хадатайству Наталии Сергеевны Ушаковой, русской католички, отца Алексея выпускают из заключения. Он выезжает во Львов, где митрополит Андрей Шептицкий, принимает его в сущем сане, после чего отправляет обратно в Россию.
  • После манифеста о свободе вероисповедания 1905 года отец Алексей перебирается на жительство в Петербург, где начинает служить русскую литургию с поминовением Папы. Вокруг него начинает образовываться община из ревнителей церковного единства, которая сразу же встречает неприятие со стороны властей. Н.С. Ушаковой, пользуясь своими родственными связями с министром внутренних дел и председателем Совета министров П.А. Столыпиным, удается защитить общину. Так зарождается первый приход Российской Католической Церкви Византийского Обряда, который получил название «Сошествия Святого Духа». В то время приход располагался на улице Полозовой дом 12 и существовал на неофициальном положении.
  • Вскоре отцу Алексею начинает помогать отец Иоанн Дейбнер, тайно присоединившийся к Католической Церкви и рукоположенный затем митрополитом Андреем Шептицким в 1902 году во священники.
  • В 1907 году отец Алексей отправляется в Рим на аудиенцию с Папой Пием X, чтобы исходатайствовать у Папы разрешение для русских католиков оставаться в своем обряде. На это получает от Папы ясный ответ: «Ecclesia sine magna difficultate nunquam permittet», то есть что подобные переходы будут сопряжены с большими трудностями со стороны Церкви.
Митрополит Андрей Шептицкий (1865-1944)
  • Митрополит Андрей Шептицкий ищет возможность помочь зарождающемуся движению получить в Церкви каноническую форму. Для этого испрашивает в Риме у Папы Пия X необходимые полномочия.
  • В 1908 году отец Алексей Зерчанинов назначается Римом главой миссии для русских католиков восточного обряда, подчиненной непосредственно Святому Престолу. Русская католическая община получает, таким образом, каноническое основание и устройство.
  • В 1909 году, после долгих попыток получения официального разрешения, русская католическая церковь на ул. Полозовой дом 12 открывается публично.
  • В 1912 году появляется необходимость в новом помещении, так как церковь была не в силах вместить всех прихожан. Обустраивается новая церковь на углу Бармалеевой улицы (дом 48/2, квартира №1, ныне не существует).
  • В 1913 году начинает издаваться православно-католический журнал «Слово Истины». 
Леонид Федоров (1879-1935), апостольский экзарх католиков византийского обряда в России
  • Значительную роль в становлении Российской Католической Церкви Византийского Обряда сыграл Леонид Федоров. Окончив гимназию, он поступил в православную Санкт-Петербургскую Духовную академию. Поиски истины и изучение церковной древности приводят его к выводу об истинности Католической Церкви. Юный Леонид едет во Львов, а потом в Рим. Во Львове он встречается с митрополитом Андреем Шептицким, и эта встреча оказывает решающее влияние на его судьбу и будущее Русской Католической Церкви. В 1902 году в Риме Леонид официально принимает католичество и продолжает свое семинарское обучение в Риме, Швейцарии и Фрибурге. В 1911 году его рукополагает в священники болгарский католический епископ Михаил (Миров). В 1912 году отец Леонид принимает монашество в студитском монастыре в Каменице.
  • В 1914 году, после возвращения в родной Петербург, отца Леонида Федорова арестовывают и как лицо, «опасное для государственной безопасности», отправляют в ссылку в Тобольск. В том же году в ходе начавшейся войны русские войска занимают Львов. Митрополит Шептицкий арестован русскими властями и направлен в ссылку, где и пробыл до весны 1917 года.
Собор русских католиков византийского обряда, 11 июня 1917 г.

Экзархат Российской Католической Церкви Византийского Обряда

  • В  1917 году после падения монархии и последовавшей амнистии, в Петербург возвращаются о. Леонид и митрополит Андрей. Перед ними стоит задача привести в порядок дела русской католической общины и дать ей новое устройство.
  • 11 июня 1917 года в Петербурге проходит епархиальный собор Русской Католической Церкви, на котором митрополит Андрей учреждает Экзархат для русских католиков во главе со своим предстоятелем — экзархом Леонидом Федоровым, наделенным почти епископскими полномочиями и получившим титул митрофорного протоиерея.
  • Результатом Собора стали 68 пунктов постановлений, отвечавших на наиболее актуальные вопросы церковной жизни русских католиков. Особое внимание уделено неприкосновенной целостности богослужебных форм русского славяно-византийского обряда, согласно распоряжению Папы Пия X, который лично повелел сохранять обряд неизменным: «nec plus, nec minus, nec aliter» — «без прибавлений, опущений и изменений».
  • В 1921 году Святой Престол официально подтверждает назначение Экзарха.
  • После Собора начинается административное обустройство церковной жизни. Учреждаются приходы, рукополагаются по решению Экзарха новые священники, развивается просветительская и благотворительная деятельность. Возникает Общество поборников воссоединения Церквей, состоящее из православных и католиков. Устраивается небольшая женская монашеская община. Растет число российских католиков византийского обряда.
  • В одном из своих писем экзарх писал: “С самого начала моей деятельности мне удалось завязать самые дружеские отношения с виднейшими представителями петроградского клира — с митрополитом Вениамином, единоверческим епископом Симоном и даже с самим Патриархом”.
  • При этом экзарх категорически запрещал подчиненным священникам призывать православных переходить в Католическую Церковь, так как считал, что «не активная пропаганда, не натиск миссионера необходимы в России, а сближение на почве общехристианских интересов против растущего неверия и воинствующего коммунизма», но при этом принимал тех, кто свободно выказывал желание присоединиться к Католической Церкви.
  •  Отец Леонид писал: «Метод, используемый нами для этого апостольства, не состоит в активном и, так сказать, шумном прозелитизме (хотя и не исключает как такового). Мы стараемся делать нашу агитацию без шума».  Эта «агитация» заключалась в «распространении и популяризации здоровых идей о католичестве».
  • В 1920 году патриарх Тихон благословляет православный клир на совместную работу с восточными католиками по вопросу соединения Церквей.
Владимир Абрикосов (1880-1966), русский католический священник
  • Параллельно с петербургской развивается община русских католиков в Москве под руководством супругов Анны и Владимира Абрикосовых. Рукоположенный во время Собора 1917 года отец Владимир становится настоятелем учрежденного прихода во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь же образуется монашеская община византийского обряда сестер-доминиканок. В сложное время начала 20-х годов приход активно занимается благотворительной деятельностью: кормление голодных, уход за больными, при общине открывается сиротский приют.
  • Если в 1918 году число прихожан петербургского прихода составляло 400 человек и всего по стране несколько тысяч верующих католиков византийского обряда, то к 1921 году на территории России находится только около десяти священников и около 380 верующих Российского Католического Экзархата, во главе с Экзархом, Леонидом Федоровым (не считая около 2000 умерших от голода и выехавших за границу). Действовали приходы в Москве и Петербурге, небольшие общины верующих в других городах, существовали женские монашеские общины, просветительские кружки и церковные объединения. Русские католики византийского обряда участвовали в благотворительности.
  • 5 декабря 1922 года ожесточается большевистское гонение, при котором закрываются все католические церкви всех обрядов. Большинство русских католических священников, монашествующих и мирян арестовано и осуждено по делам “контрреволюционного католического духовенства”. Многим из них приходится пережить ссылки, пытки, пройти через архипелаг ГУЛАГ. В 1937 году многие из оставшихся в живых были расстреляны НКВД.
  • В феврале 1923 года арестовывают Экзарха Леонида Федорова. Он назначает своим заместителем московского священника отца Николая Александрова, служащего в абрикосовской общине, но тот не видит возможности для исполнения данных обязанностей.
  • В 1926 году русские католики византийского обряда временно подчиняются власти апостольского администратора Москвы епископа Пия Неве.
Отец Сергий Соловьев (1885-1942), вице-экзарх
  • В 1926 году после ареста Экзарха Леонида Федорова епископ Пий Неве назначает священника Сергия Соловьева (племянника Владимира Соловьева) вице-экзархом для католиков византийского обряда. Местом его неофициального служения восточной Литургии был боковой алтарь московской церкви Непорочного Зачатия.
  • 16 февраля 1931 года отец Сергий был арестован. После длительного следствия и различных пыток он был отправлен на принудительное лечение в казанскую психбольницу, где и умер в 1941 году. 
Варфломей Ремов (1888-1935), архиепископ
  • В 1932 году к Католической Церкви тайно присоединяется архиепископ Варфоломей Ремов, ближайший помощник митрополита Сергия Страгородского.
  • В 1933 году Папа  учреждает титулярную Сергиевскую епархию в юрисдикции Рима во главе с Варфоломеем в качестве викарного епископа для католиков византийского обряда. На его квартире происходят встречи иерархов патриаршей Церкви митрополита Арсения (Стадницкого), митрополита Анатолия (Грисюка) и других, где обсуждается вопрос о заключении союза с Ватиканом с целью преодоления церковной смуты.
  • Владыка Варфоломей возглавлял нелегальный Высоко-Петровский монастырь в Москве при церкви Рождества Богородицы в Путинках. При этом монастыре стала существовать и община монашествующих тайных католиков византийского обряда. 
  • В феврале 1935 года владыка Варфоломей и его ближайшие духовные чада были арестованы и спустя несколько месяцев расстреляны.
  • 7 марта 1935 года, после Соловецкого лагеря и тюрем, перенесенных страданий и болезней, в городе Вятка умирает блаженный Леонид Федоров.
Климентий Шептицкий (1869-1951), архимандрит и второй экзарх
  • В 1935 году митрополит Андрей Шептицикй назначает Экзархом Великой России и Сибири своего младшего брата,  архимандрита студитского монастыря Климентия Шептицкого.
  • В 1939 году, используя свои полномочия, полученные от Папы Пия X, митрополит Андрей разделяет всю Советскую Россию на Экзархаты Апостольской Столицы. В 1940 году Святой Престол подтверждает эти назначения.
  • В 1947 году во Львове по приказу Советской власти арестовывают Климентия Шептицкого и приговаривают его к 10-летнему заключению.
  • 1 мая 1951 года блаженный архимандрит и Экзарх Климентий умирает во Владимирской тюрьме на Клязьме.
Торжественная Литургия в соборе св. Петра в Риме. Предстоятель — епископ Александр Евреинов. Среди сослужащих на фотографии архимандрит Климентий Шептицкий.
  • Дело русских католиков византийского обряда продолжается в среде русской эмиграции. И за границей они сохраняли привычные им традиционные формы синодального обряда, обогащая свою веру универсальным единством с Вселенским Апостольским престолом.
  • В период с 1930 по 1933 года Апостольским Визитатором для русских католиков в Центральной и Западной Европе был архиепископ Петр Бучис (1872-1951).
  • Важной фигурой русского католического зарубежья был иеромонах Александр Евреинов (1877-1959). Пребывая во Франции, он продолжал дело, которое зародилось в России во время отца Леонида Федорова. Им был создан приход в честь Пресвятой Троицы, основан журнал «Благовест», по его инициативе возникает Братство молитвы о церковном единстве… 6 декабря 1936 Евреинов был возведен в сан епископа. Именно владыка Александр 25 мая 1938 года впервые в истории собора святого Петра в Риме совершил торжественную литургию св. Иоанна Златоуста по случаю празднования торжества 950-летия Крещения Руси. Евреинов рукоположил многих представителей русского апостолата, одним из которых был епископ Андрей Катков.  
  • Последующим Апостольским Визитатором для католиков византийского обряда стал архиепископ Болеслав Слоскан (1893-1981), который после многих лет, проведенных в советских лагерях и тюрьмах, в том числе на Соловках, где пребывал вместе с Леонидом Федоровым, оказался в 1933 году за границей.
Архиепископ Андрей Катков (1916-1995), полномочный визитатор для русских католиков византийского обряда за границей
  • Последним Апостольским Визитатором для русских католиков византийского обряда был архиепископ Андрей Катков, назначеный на эту должность Папой Иоанном XXIII в 1960 году. В этом же году владыка избирается членом Конгрегации восточных Церквей, а с июня 1961 назначается Рукополагающим епископом для восточного обряда. 
  • В августе 1969 году по приглашению митрополита Никодима (Ротова) владыка посещает СССР, бывает в Москве и других городах России и Украины. Во время этого визита в Россию Преосвященный Андрей Катков посещает приходские православные церкви и монастыри, где его встречают по архиерейскому чину.
  • Скончался владыка Андрей 18 сентября 1995 года. Похоронен в склепе Греческой коллегии на римском кладбище Кампо Верано.
  • Современная история Российской Католической Церкви Византийского Обряда начинается в первой половине 90-х годов, когда в некоторых русских городах, включая Санкт-Петербург и Москву, стали складываться небольшие группы католиков славяно-византийского обряда, считающих себя наследниками традиции блаженного Леонида Федорова и его сподвижников.
  • 20 декабря 2004 года Папа Иоанн Павел II назначает епископа Иосифа Верта, главу епархии Преображения Господня в Новосибирске, ординарием с правами епархиального епископа для католиков византийского обряда в России «с целью расширить и более надлежащим образом упорядочить пастырскую заботу о них».

Поделиться ссылкой:

Расписание Богослужений

Воскресенье
10.30 Часы, возможность исповеди
11.00 Литургия

Понедельник-пятница
6:50 Литургия
Суббота
7:50 Литургия
17:30 Всенощное бдение

 

Богослужения проводятся в маленькой церкви, расположенной в цокольном этаже собора Успения Девы Марии — 1-я Красноармейская ул., 11. Тел. +7 (911) 261-94-16