Юлия Данзас

Юлия Данзас родилась в семье поверенного в делах русского правительства в Греческом королевстве Н. К. Данзаса, из старинного дворянского рода французского происхождения (известного во Франции с XIII в.), внучатая племянница К. К. Данзаса — соученика А. С. Пушкина по Александровскому лицею и его секунданта на последней дуэли. По материнской линии Данзас— из знатного греческого рода Аргиропуло, ведущего свое происхождение от византийского императора Романа Аргира (XI в.).

После смерти Н. К. Данзаса в 1888 мать перевезла детей (Юлию и Якова) в Харьковскую губернию в имение Данзасов, затем семья переселилась в Петербурге, где юная Юлия поступила в 6-ю петербургскую классическую гимназию. Окончив ее в 1895 году, она уезжает в Париж и становится вольнослушательницей Сорбонны, изучая философию и психологию. К этому времени определился круг ее интересов: история первых веков христианства, религиозно-философские искания. Она познакомилась с крупнейшими историками первоначального христианства того времени: А. Гарнаком и аббатом Л. Дюшеном. Впоследствии в круг ее знакомств вошли и православные иерархи.

Знатность происхождения открыла для Данзас путь к императорскому Двору. С 1907 она — фрейлина последней русской императрицы Александры Федоровны, которой помогала заведовать благотворительными делами.

В 1906 под псевдонимом «Юрий Николаев» вышла ее первая книга «Запросы мысли» (2-е изд. 1908). В этой книге, отмеченной влиянием Фридриха Ницше, Данзас отстаивала свободу религиозно-философской мысли в рамках христианства и, вместе с тем, резко выступала против стремлений к социальному переустройству общества и социалистических идей.

В 1913 г. Юлия Данзас, под тем же псевдонимом, издала вторую книгу «В поисках за Божеством». Это первая на русском языке монография о гностицизме I—II вв. В этой работе, апологетичной по отношению к гностическим учениям, удачно сочетается серьезность научного исследования с доступностью изложения. Эта книга так заинтересовала Максима Горького (ее экземпляр с пометками есть в его личной библиотеке), что он постарался лично познакомиться с ее автором. Впоследствии круг ее интересов (в частности, интерес к хлыстовству) и, возможно, некоторые черты характера были отражены М. Горьким в образе Марины Зотовой в романе «Жизнь Клима Самгина».

Во время первой мировой войны Юлия была сначала заведующей полевым подвижным складом Красного Креста при 10-й армии, затем, в 1916 году, поступила добровольцем в 18-й Оренбургский казачий полк, принимала участие в боевых действиях. Была награждена Георгиевским крестом. После Февральской революции Данзас возвратилась в Петроград. Временное правительство предложило ей командовать Женским батальоном, но она отказалась. Ее отношение к происходившим в стране событиям ярко выражено в статье «Национальное самоубийство» («Русская свобода», 1917. № 18, 19. Под псевдонимом: Ю. Николаев), где она обвиняет интеллигенцию в распространении «яда антинационализма» среди народа, что и привело к национальной катастрофе. В 1917 представила к защите в Петербургском университете магистерскую диссертацию по всеобщей истории, однако защита ее так и не состоялась.

В 1918 году Данзас поступила на работу в Публичную библиотеку. Знание 9 языков делало её ценной сотрудницей. Кроме того, она читала лекции по истории Англии и Франции во 2-м Государственном университете (Психоневрологический институт), была членом Философского общества при Петроградском университете, была одним из организаторов «Союза Соборной Премудрости», сотрудничала с издательством «Всемирная литература», подготовила монографию «Платон». В 1920 году М. Горький предложил ей работу в Доме ученых Петрограда.

В итоге на одном из собраний в Доме ученых Данзас познакомилась с экзархом русских католиков, отцом Леонидом Федоровым. К тому времени она уже поняла историческую роль Вселенской Церкви, которое слилось в ней с внутренним сознанием христианства и выразилось желанием стать католичкой. Это знакомство с отцом Леонидом произошло как-раз накануне того дня, когда она была должна присоединиться к католичеству в церкви святой Екатерины. В итоге эта встреча имела для нее решающие значение в выборе обряда при переходе в католичество.

Архиепископ Ян Цепляк, со своей стороны, также убеждал Юлию остаться в восточном обряде и помогать отцу Леониду в его миссии. Ее переход в католичество состоялся 16 ноября 1920 года в церкви Святого Духа на Бармалеевой улице и, таким образом, определил ее судьбу. В лице Данзас экзарх обрел верную помощницу и сотрудницу. Во многом их духовные искания были схожими, поэтому они хорошо понимали друг друга.

Постепенно в душе Юлии возникает жажда подвига, который, как она предполагала, заключался в монашестве. С просьбой основать монашескую общину Данзас обратилась к о. Леониду. После чего она сняла квартиру на Петроградской стороне, в доме №76-78 на углу Подрезовой улицы и Малого проспекта. Здесь она задумала поместить будущую общину. К концу 1919 года в этот же дом, на этаж ниже из общежития при церкви святой Екатерины переехал и отец Леонид. Вместе с Юлией Николаевной поселилась  Екатерина Башкова, служившая машинисткой в строительной конторе, простая, скромная и благочестивая душа. С этими двумя сестрами отец Леонид положил начало Общине Святого Духа, основанной им 14 сентября 1921 года. Юлия приняла имя Иустины, в честь святого Иустина Философа, творения которого явились для нее первым откровением христианской истины; Екатерина Башкова стала сестрой Евпраксией. Основной задачей Общины была помощь в развитии восточного обряда, деятельное участие в богослужениях, забота о храме и утвари.

25 марта 1922 года сестры приняли постриг. Экзарх Леонид стал непосредственным руководителем Общины и составил для них Устав.

После ареста отца Леонида в 1923 году, через пол года арестовали и Юлию Данзас. Ей было предъявлено обвинение в создании контрреволюционной организации среди католиков, поэтому она была осуждена на десять лет лишения свободы. Первых пять лет она провела в Иркутской тюрьме, а с сентября 1928 года была заключенной Соловецкого лагеря особого назначения, где проработала счетоводом и библиотекарем Соловецкого музея. На Соловках Юлия Данзас в последний раз смогла увидеться и поговорить с экзархом Леонидом Федоровым.

Там же, на Соловках, Юлия познакомилась со многими интересными людьми. Она имела возможность общаться с философом Александром Мейером, бывшим царским прокурором Александром Колосовым, преподавателями пединститута им. Герцена Ксенией Половцевой, Александром Суховым и другими бывшими представителями петербургской интеллигенции. По воспоминаниям современников, Юлия Николаевна не сторонилась окружающих, не проявляла высокомерия и пренебрежения к сокамерницам. Никто не видел ее слез, не слышал жалоб. Даже в этом аду в ней угадывалась прошлое, что-то яркое и возвышенное. Это сквозило во взгляде, словах, жестах.

В сентябре 1932 г. ее перевели на станцию Медвежья Гора, в управление строительством Беломорско-Балтийского канала, где она работала в отделе статистики. В январе 1932 года по ходатайству Максима Горького, а также брата, жившего в Германии, Данзас была освобождена за год до окончания срока заключения. После освобождения жила в Ленинграде и Москве, а затем, при содействии Горького, в декабре 1933 эмигрировала из СССР.

Она поселилась в Берлине у брата, после чего переехала во Францию, где жила сначала в монастыре Notre-Dame-de-Prouille, а потом в Лилле, работая в доминиканском центре по изучению России «Истина». Во Франции она издавала журнал «Russie et Chrétienté» и написала воспоминания о Соловецком лагере, «Bagne rouge. Souvenirs d’une prisonnière au pays des Soviets» (Juvisy, 1935), вышедшие анонимно, а также книги по истории русской религиозной мысли .

В 1940 Данзас переехала в Рим, где читала лекции в папской коллегии «Руссикум». Там на русском языке она издала книгу «Католическое Богопознание и марксистское безбожие» (1942) и книгу на итальянском языке об императрице Александре Фёдоровне.

Юлия Николаевна Данзас умерла 13 апреля 1942 года, в возрасте 63 лет. Похоронена в Риме, где провела последние годы жизни.

Поделиться ссылкой:

Расписание Богослужений

Воскресенье
10.30 Часы, возможность исповеди
11.00 Литургия

Понедельник-пятница
6:50 Литургия
Суббота
7:50 Литургия
17:30 Всенощное бдение

 

Богослужения проводятся в маленькой церкви, расположенной в цокольном этаже собора Успения Девы Марии — 1-я Красноармейская ул., 11. Тел. +7 (911) 261-94-16