Отчет синодальной группы Прихода Сошествия Святого Духа Российской Католической Церкви византийского обряда в Санкт-Петербурге
По призыву Святейшего Вселенского Архиерея Папы Франциска и по благословению Его
Преосвященства Иосифа, Ординария для Российских католиков византийского обряда,
начиная с 21.11.2021 года один раз в месяц в Приходе проходили синодальные встречи.
Решив организационные вопросы согласно общераспространенной процедуре, мы
сконцентрировались на главном вопросе, сформулированном в подготовительном
документе: «Если в синодальной Церкви, возвещающей Евангелие, все «идут вместе», то
каким образом это «движение вместе» осуществляется сегодня в моей собственной
поместной Церкви? Какие шаги Дух приглашает нас сделать, чтобы мы могли возрастать в
нашем «движении вместе»?»
Формулируя ответы, прихожане сконцентрировались на двух аспектах: структурном и
духовном.
Современное состояние
Синодальность на уровне Церкви в настоящий момент осуществляется с помощью нашего
Ординария — владыки Иосифа, который поддерживает инициативы и начинания разных
общин, включая наш приход, помогает духовно и материально, оказывает попечение
семинаристам нашей Церкви и представляет ее перед латинскими собратьями на
всероссийском и глобальном уровне. Это способствует развитию на уровне Церкви,
взаимному общению и совместному созиданию, а на местном уровне — нормальному
состоянию нашей приходской общины, не лишенной архипастыря. Для нас это чрезвычайно
важно, и мы благодарны Святейшему Отцу и нашему Владыке за эту заботу.
Положительными примерами синодальности можно назвать встречи духовенства и мирян,
всероссийские встречи молодежи РКЦВО, приезд семинаристов на практики в различные
приходы, возможность для нашего кандидата пройти монашескую практику за пределами
наших церковных границ (что было плодом совместных усилий разных иерархов,
священников и самого кандидата), а также личные контакты между католиками
византийского обряда по всей стране, которые мы по мере сил стараемся поддерживать.
Каков следующий шаг?
Размышляя о будущем развитии, невозможно переоценить положительную роль для любой
Церкви своего права определенной традиции своего канонического и/или морального главы,
а также определенной работающей канонической структуры. Таковой глава был бы для
русских католиков кем-то на подобие блаженного экзарха Леонида Федорова, личную
миссионерскую и пастырскую роль которого для Российской Церкви начала XX века не
стоит отделять от его сана и статуса, а также от того факта, что ему не приходилось
разделять свои силы и внимание между разными церквами.
Как известно, исторический апостольский экзархат России вдовствует, хотя и никогда не
был упразднен; это несколько подвешивает канонический статус нашей Церкви в воздухе,
налагая определенные ограничения как на внешне-административное развитие РКЦВО
(например, по вопросу инкардинации священников), так и на укрепление самой
идентичности русских общин, богатая история которых недостаточно соотносится с
актуальным состоянием дел.
Положительным примером делятся с нами братья и единоверцы галицкой традиции,
пребывающие под началом одного с нами Ординария: фигура Верховного Архиепископа
Киевского и Галицкого объединяет и поддерживает идентичность приходов этой традиции
по всему миру, включая Россию, в то время как нормальное каноническое состояние УГКЦ
создает и социальную базу (священников, мирян-мигрантов), и некоторый церковноадминистративный ориентир (например, в области партикулярного права и катехизации)
для канонически самостоятельных экзархатов и епархий украинской традиции по всему
миру или приходов этой традиции на территории других церквей.
Духовная основа
Духовной основой развития святости в нашем приходе (а в этой святости — синодального,
совместного измерения) является, по нашему разумению, следование нескольким
принципам:
1) не увлекаться критикой действительности, но в своем стремлении к лучшему ценить то,
что есть;
2) больше узнавать свою веру и обряд: говорят, что лишь то, что человек знает, он может
полюбить. Совместно познавая нашу веру, историю и обряд (например, на специальных
приходских катехических группах, в паломнических поездках и совместных обсуждениях,
через участие в молитвенных группах богородичного правила или братства Фатимской
иконы и т.п.) мы сможем стать в большей степени общиной — теми, кто идет вместе;
3) Помнить о том, что целью нашей церковной жизнью является жизнь со Христом — наша
собственная и наших детей, друзей, знакомых и коллег: они суть те, кто идут с нами вместе
по жизни и призваны идти с нами же в дом Отца;
4) Брать больше ответственности за те или иные дела в приходе. Разделение труда
необходима не только для большей внешней эффективности, но и для воспитания нас самих
и наших детей в ответственности за Церковь;
5) Проводить ежемесячные общеприходские собрания. Это помогает учиться брать слово и
обращать его на благо.
6) Стремясь больше делать самим, не забывать о том, что центром нашей Христианской
жизни является Евхаристия и другие таинства, т.е. действие самого Господа.
Нужно отметить, что особое почитание Иисуса Христа, присутствующего во Святых Дарах
и ответственное посещение служб по воскресеньям, большим праздникам и даже по будням,
— сокровище Католической Церкви, оказывающее значительную помощь христианам.
Частое приобщение Святых Христовых тайн — то, чем мы не должны пренебрегать и чем
можем поделиться с собратьями из Православной церкви.
Священнопразднование
Мы с радостью обнаружили, что наше богослужение «синодально» не только по названию
обряда, но и по существу: примерно 90% прихода вовлечены активно в Богослежение тем
или иным образом — в алтаре, на клиросе, в народе.
Лучшему пониманию богослужение способствует курс приходских катехез по литургике,
чтение воскресных чтений на русском языке, участие прихожан в пении неизменных частей
Литургии. Вместе с тем, больше внимания следует уделять богослужебному образованию и
вовлечению в служение детей.
Миссионерский и экуменический аспект
Миссия нашего прихода еще со времен блаженного Леонида Федорова имеет экуменическое
измерение: целью нашей восточной католической церкви является не борьба с
православными, а наведение мостов и устранение преград на пути к единству. В Петербурге
существует особая дружеская межконфессиональная атмосфера: на личном уровне мы
сотрудничаем с православными братьями и сестрами по вопросам организации хорового
пения, иконописи и т.п.
Нам следует более открыто свидетельствовать о своей вере и радости полного единства и
общения со Вселенской Церковью, избегая надменности и «гонок» за прихожанами.
Необходимо помнить, что, согласно Второму Ватиканскому собору, экуменизм и
подготовка отдельных людей к воссоединению — два разных по своей природе процесса, за
которыми, однако же, стоит единый Промыслитель. Искусно сочетать два этих аспекта в
подобии ипостасного союза — непростая задача для наших общин.
Отношение с властью, обществом и СМИ
Отношения с местной властью можно назвать позитивными и плодотворными:
Приход Сошествия Святого Духа является первым приходом Российской Католической
Церкви византийского обряда, получившим государственную регистрацию в новейшей
истории России. За год до того, в 2017 году в Государственном музее истории религии
состоялась организованная нашим приходом конференция в честь столетия Российского
Экзархата, на которой присутствовала директор музея.
Что касается СМИ, в основном мы взаимодействуем с католическими журналистами, радио,
порталами и газетами — наш приход еще слишком мал, чтобы привлечь внимание более
общих и крупных агентств. Вместе с тем он хорошо представлен в интернете и социальных
сетях, в то время как некоторые прихожане ведут свои частные блоги страницы, в которых
жизнь прихода также имеет свое отражение.
На наш взгляд, для большего присутствия в жизни общества необходимо стараться не
нарочито, но естественно свидетельствовать о своей вере и церковной принадлежности в
профессиональной среде и в кругу светских друзей, приходу же в целом — оказывать более
ясную моральную поддержку тем членам общины, которые могут выступить такими
связующими элементами между нами и светским обществом города — врачам, учителям,
юристам, актерам, психологам и т.п. Учитывая высокий процент образованных и
востребованных в профессиональных сообществах прихожан, это возможно. Вместе с тем,
необходимо понимать специфику каждой сферы и теснее общаться друг с другом, чтобы
совместно преодолеть ту «замкнутость» и табу на религиозные темы, которые, к сожалению,
свойственны обществу, пережившему почти вековые гонения на Церковь, и сделать это
естественно и без надрывов.
В приходе наблюдается некоторый прогресс в этом направлении, но успех этот нуждается в
фиксировании, систематизации и распространении.
Роль синодального процесса для Прихода
Переживая синодальный процесс в Приходе мы делали совместное испытание совести,
сталкиваясь как с препятствиями (например, трудностью откровенного высказывания или
соблазном отнестись к синодальной встрече как к «комсомольскому собранию»), так и с
благодатными моментами, когда ощущалось единство и общая заинтересованность судьбой
нашей общины и всей Церкви — общей ответственности в духе «сами себя и друг друга
Христу Богу предадим», выражаясь словами из Божественной Литургии.
Будем стараться помнить и придерживаться тех советов и принципов, что открыли для себя
в соборных обсуждениях, выражая надежду, что эти обобщенные наши мысли принесут
какую-то пользу на следующем этапе подготовки Синода.