Результаты синодальных обсуждений молодежной группы Российской Католической Церкви византийского обряда

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

 Результаты синодальных обсуждений молодежной группы Российской Католической Церкви византийского обряда

 Преамбула

Последовав призыву папы Франциска, группа молодых людей со всей России, изъявившая желания участвовать в синодальных встречах, имела возможность собираться каждую третью субботу месяца начиная с 18.12.2021 года для работы над предложенными в подготовительном документе темами для углубления, чтобы ответить на ключевой для процесса вопрос:

«Если в синодальной Церкви, возвещающей Евангелие, все «идут вместе», то каким образом это «движение вместе» осуществляется сегодня в моей собственной поместной Церкви? Какие шаги Дух приглашает нас сделать, чтобы мы могли возрастать в нашем «движении вместе»?»

Ради синодальной Церкви: общение, участие и миссия. Подготовительный документ, 26

Секретарем группы был избран семинарист 1 курса КВДС МЦА от Прихода Сошествия Святого Духа в Петербурге Максим Григорьев, помощником – чтец, а к настоящему моменту рукоположенный в сан диакона семинарист Илья Астапов;

Модератором процесса выступил о. Александр Бургос, глава Комиссии по делам молодежи при Ординарии для Российских католиков византийского обряда.

Встречи проходили очно-заочно, т.е. лично и с использованием площадки Zoom. Ответы участников были обобщены в краткий синтез, представленный ниже.

Как мы понимаем «синодальность» в устройстве Церкви и настоящий «синод о синоде», а также собственную роль и роль наших общин в этом процессе?

Папа Франциск пригласил всю Церковь к участию в особенном Синоде – Синоде о Синодальности. Обычно синоды посвящены каким-то конкретным темам, внешним по отношению к собственному «механизму»: темам молодежи, семьи и т.д. Этот же Синод направлен ad se ipsum – он посвящен синодальности как таковой.

В Церкви извечно существуют как будто две оси, два измерения ее организации – вертикальное и горизонтальное. Ось по вертикали – это иерархия: миряне, священники, епископат, папа. Ось же по горизонтали есть то, что в русской церковной культуре часто называется соборностью:

Мы должны любить друг друга и слушать друг друга, участвуя в управлении Церкви не прямо, как это делает священноначалие, а в общении и через общение – как с первым, так и между собой). Синоды и соборы были в Церкви всегда. Первый собор был уже в Иерусалиме. Там были решены несколько вопросов при участии апостолов и членов Иерусалимской общины. Затем в течение многих веков были соборы Вселенские – Никейский, Первый Константинопольский, Эфесский и прочие соборы мирового масштаба… Но кроме них имели место и играли немалую роль в жизни всей Церкви меньшие, поместные соборы. На них заседали священники и епископы, плод исповедничества которых невозможно переоценить. Миряне тоже принимали участие в организации и работе этих соборов, но не так явно и не так широко. В основном это были императоры, короли и другие имеющие власть люди, неравнодушные к устройству Церкви и христианского общества.

На Втором Ватиканском соборе одним из направлений реформ было включение в управление и саму жизнь Церкви большего числа верных. В частности, была уточнена и утверждена более ясно роль поместных епископов, которые вместе с Папой Римским составляют вечно преемственный собор, коллегию апостольских преемников, организованных по нераздельному и неразлучному в своей двойственности принципу – cum Petro et sub Petro. Было принято решение собирать соборы епископов не только в силу крайней необходимости и не один раз примерно в сто лет, но более регулярно. Так в качестве регулярного органа в Католической Церкви возник Синод Епископов, который в этот раз приглашает не только архиереев со всего мира, но и мирян к консультативной работе.

У нашей церкви в России особый статус – это церковь своего права, которой руководит Ординарий – епископ Иосиф Верт, благословивший вверенных себе верных на активное участие в этом деле Церкви. Члены синодальной группы размышляли над десятью предложенными в Подготовительном документе темами:

I. СПУТНИКИ

Каждый из нас и вся наша церковь участвует в едином крестном пути на брак Господа. Оглянувшись по сторонам, мы увидим разные – ближние и дальние – «круги» спутников. В первую очередь это члены наших общин. В большинстве своем это те, кто вошел в полноту кафолического общения из Православной Церкви, последовав примеру блаженного экзарха Леонида Федорова и его сподвижников, а также из других церквей и общин. Это также те, кто изначально принял крещение в нашей Церкви и католики-уроженцы других восточных традиций и церквей, живущие в России и сохраняющие византийский обряд. Во-вторых, это все прочие Католические Церкви, все верные католики в России и по всему миру. Единство ощущается через совместные молитвы священников разных обрядов, через общежительство Восточных и Латинских семинаристов в Петербургской семинарии, через внимание со стороны католиков даже и из самых дальних стран. Но в самой нашей жизни самыми близкими спутниками являются часто те, кто пока что пребывают вне видимых границ Церкви – наши родственники и друзья, о которых не следует забывать, замыкаясь в церковно-корпоративных границах. Они вовлечены в спасительное домостроительство Божие особенным образом через свое крещение, в большинстве случаев будучи православными христианами, а через нас дополнительным образом вовлечены и в жизнь Вселенской церкви. Часто рядом с нами идут священники и семинаристы, певчие и простые верующие из Русской Православной Церкви, наши соседи и соотечественники, неравнодушные к нам лично или же единству христиан – что часто сочетается и в обоих случаях угодно Господу.

II. Слушать

Кого мы призваны слушать?

Глагол «слушать» имеет двоякий смысл. С одной стороны, слушать следует законное священноначалие и приходских пастырей, поставленных Господом на благо душ, т.е. в нашем случае епископа Иосифа и настоятелей. С другой, слушать и прислушиваться необходимо друг к другу в атмосфере равного братского достоинства, которым тот же Господь наделил, во-первых, всех людей, а во-вторых, христиан.

Часто неуслышанными остаются голоса «простых прихожан» – рабочих и семейных людей, которые ходят в храм по воскресеньям и не имеют возможности регулярно принимать участия во внелитургических активностях и собраниях прихожан. А потому меньшинством в процессах обсуждения решений может выступать фактическое большинство. Несколько уравновесить эту диспропорцию невозможно односторонними действиями, но только совместно и только в диалоге.

III. БРАТЬ СЛОВО

Мы призваны брать слово как в общине, так и в миру, свидетельствуя о Христе и Церкви.

а) Брать слово в Церкви

В нашем культурно-историческом контексте существует несколько проблем, связанных с инициативой слова. Некоторые имеют глобальный характер, иные же более специфичны и свойственны многим обществам на постсоветском пространстве.

Во-первых, в нашей культуре недостаточно развита культура диалога – разговора двух сторон не с прагматической или идеологической целью, но ради того, чтобы найти и защитить объективную истину.

Во-вторых, достаточно распространена в том числе среди нас сами культура некоего двоемыслия, когда истинное намерение и мнение скрывается, а вовне выдается поток мыслей, которые должны «соответствовать ситуации».

В-третьих, от недостатка практики в артикуляции и проверке своего мнения многие люди не склонны доверять ему, а оставляют многие вопросы как бы в тумане, не спеша делать давно назревшие выводы, чтобы не принимать решения, будучи в страхе перед последствиями.

В-четвертых, как следствие, те, кто берут слово, сталкиваются с соблазном властвовать своим словом. Любому активному прихожанину или католическому блогеру следует практиковать в этом отношении аскезу и непрестанное распознание духов. Любой скоропалительный, но искусно оформленный с точки зрения стиля совет неуверенному собрату может трагически повлиять на его судьбу в такой логоцентричной культуре, как наша.

В-пятых, как и везде в мире, в наших условиях есть существенная разница между личным общением и общением в интернете. Последнее для нас особенно необходимо в силу колоссальных расстояний между приходами и общинами, и все же те проблемы и ограничения, которые с ним связаны (в плане масштабирования тем и проблематики, взаимной вежливости, уместности, благоразумия, негатива и т. д.) влияют в особенности на жизнь молодых католиков – активных пользователей сети. Необходимо в этой связи «уравновешивать» переписку онлайн знакомством и общением в реальности посредством ежегодных встреч молодежи и других межприходских событий.

 б) Брать слово к миру, в том числе через медиа

Когда мы как отдельные лица обращаемся к миру, во-первых, действуют все те же факторы, что влияют на инициативу слова внутри Церкви. К ним, однако, добавляется с одой стороны страх и, быть может, неумение быть христианином «24/7», а не только в стенах храма и приходских чатах, а с другой стороны – неопытность в том, чтобы различать личное мнение, убеждение частной совести, от официальной позиции Церкви.

Необходимо помнить, что официально представлять Церковь может только официальное лицо. Мы тоже можем говорить от имени Церкви, когда передаем и ссылаемся на него. Осмысленно, но передаем, а не выдаем свои ответы за позицию церкви. Очень часто личное мнение каждого из нас может быть и вполне католическим, и полезным в той или иной ситуации, но не официальным. Официальное и неофициальное – все имеет свое место и функцию, скелет не должен претендовать на роль мускулатуры и наоборот.

С этой позиции мы сможем эффективно представлять Церковь и ее позицию, которая иногда более, а иногда менее ясна, не теряя при этом и себя и свое личное убеждение, выражение собственной католической совести. Так, в духе свободы и порядка, можно сделать много полезного для Церкви и общества, а обилие частных католических блогов и площадок будет не соблазном для мира, но подлинным свидетельством Евангелия.

IV. СВЯЩЕННОПРАЗДНОВАНИЕ

Для многих наших людей, живущих в отдалении от приходов РКЦВО жизнь является своего рода евхаристическим постом, великопостным голодом по Литургии, через который можно особенно прочувствовать жизненную важность участия в Трапезе Господней. Другие грани этой нужды раскрываются тогда, когда удается поучаствовать в Евхаристии хотя бы в латинском обряде – в городах, где есть латинский, но нет восточного прихода. Разница в календаре и обряде в целом создает затруднения для верного РКЦВО, но возможность принять Господа, взятая из среды прочих факторов, становится более зримой и ценной. Возможность встретиться с Господом также реализуется в православных храмах, в которые можно зайти и просто побыть в реальном присутствии Господа. Это со-бытие с Ним помогает очищать разум и принимать верные решения.

Для тех же, кто имеет возможность посещать наши храмы, регулярное участие в Евхаристии и исповеди имеет и дополнительный эффект – оно «структурирует» неделю и ограждает от многих соблазнов, помогая жить в состоянии благодати, сильно увеличивая качество жизни и отношений с Богом.

В целом уровень участия католиков византийского обряда в богослужении высок, особенно в небольших приходах, где большой процент мужчин может быть в алтаре, а большой процент женщин – на клиросе, в то время как весь народ участвует в пении основных, неизменных частей Божественной Литургии.

Служение чтецов считается почетным и ответственным. Часто оно сочетается со служением в алтаре и помогает молодым людям обнаруживать и развивать в себе призвания к священству.

V. СОВМЕСТНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА МИССИЮ

Миссия – неотъемлемый смысл Церкви и сама ее суть. Она не должна, однако, быть спутана с частными, «корпоративными» интересами наших общин и приходов, с погоней за численностью в первую очередь или излишним легализмом.

С одной стороны, не следует делать упор на увещевании или «перетягивании» тех, кто пришел в Католическую церковь латинского обряда из православия и формально является нашими прихожанами, хотя не ищет и никогда не искал возможности жить согласно восточному обряду: многие люди, детьми крещеные в православии, в осознанной жизни встретили Христа именно в Латинской церкви.

Вместе с тем, естественным образом обращаясь с личным свидетельством к православным друзьям и близким, необходимо избегать двух крайностей – индифферентизма с одной, и неуместной формы прозелитизма с другой стороны. Следует держаться учительства Церкви и, предлагая ближним перспективу полноты кафолического единства, не пренебрегать тем частным, что у них есть не в меньшей степени, чем у нас –  теми обильными дарами, которые пребывают в отделенных церквах и которые, будучи по природе своей свойственны Церкви Католической, одновременно и взывают к единству, и освящают тех верных, кто в чистой совести к ним прибегает. В особенности речь идет о Таинствах. Таким образом, миссионерский аспект жизни РКЦВО неразрывно связан с экуменическим.

Необходимо участвовать в деле миссии не столько по идеологическим соображениям (даже самым безупречным с точки зрения учительства Церкви и историософского пафоса дела мучеников единства былых времен), сколько по соображениям любви к Богу и ближнему. Если мы сами не верим в то, что в Католичестве наши родные обретут полноту истины и будут ближе к Богу, как можем предлагать им сделать такой шаг?

Вместе с тем, наиболее «незаметным», но и наиболее важным видом миссии является любовь между членами нашей Церкви, способная привлечь самые неожиданные сердца, а также любовь в наших семьях, приводящая в мир новых граждан для Царствия Небесного.

VI. ДИАЛОГ В ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВЕ

Какие места и способы диалога есть в нашей поместной Церкви? Их можно разделить на официальные и неофициальные. Одной из официальных площадок является ежегодная встреча духовенства и монашествующих византийского обряда, на которую периодически приглашаются миряне. Там есть возможность обсуждать реальные вопросы жизни Церкви в России. На приходском уровне существуют советы и собрания, в которых ответственные миряне могут обменяться мнениями о тех или иных практических и концептуальных вопросах.

В силу больших расстояний между нашими приходами и общинами, которые сами по себе пока не столь многочисленны, а также разности правовой культуры и культуры межконфессионального общения в различных регионах, многие контакты с обществом совершаются на частном, неофициальном уровне – отдельными настоятелями, монашествующими и мирянами ради достижения локальных же целей. Это представляется в целом нормальным. По той же причине в случае возникновения разногласий есть риск решить этот вопрос путем «конфедерализации» – размежевания общин и приходов, которые живут как бы сами по себе, хотя и под единым начальством и формально в единой Церкви. Следует с благоразумием различать, когда этот путь уместен, а когда следует преодолевать атмосферу «выше забор – крепче дружба» и выходить навстречу друг другу.

VII. ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ХРИСТИАНСКИМИ КОНФЕССИЯМИ

По той же причине малочисленности общин при широком региональном разнообразии тех условий, в которых они пребывают, отношения с другими христианскими конфессиями реализуется епископом, отдельными настоятелями и прихожанами отдельно и не в рамках какой-то единой и твердой линии. Например, наши семинаристы могут помогать православным семинаристам в подготовке к экзаменам по некоторым дисциплинам и наоборот, могут сотрудничать регенты и иконописцы. В каждом случае необходимо смотреть за тем, чтобы это общение происходило в духе братской любви и доброжелательности, не преступая, однако, границ благоразумия, учительства и дисциплины Церкви.

VIII. ВЛАСТЬ И УЧАСТИЕ, IX РАСПОЗНАНИЕ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

«Синодальная Церковь — это Церковь, где все имеют возможность принимать участие и брать на себя ответственность» – подчеркивается в Подготовительном документе.

Российская Католическая Церковь византийского обряда в России имеет длительную и богатую историю вне зависимости от того, на какую глубину анализа пойти – к Владимирской купели, временам тесного общения Церкви Древней Руси с западными странами и кафедрами до Флорентийского собора, к Митрополиту Исидору, новой истории Русских католиков конца XIX – начала XX веков или же к истории грекокатоликов-переселенцев, попавших в Сибирь и другие регионы нашей страны во времена Советской власти и после ее падения – кто насильственно, а кто по доброй воле в поисках работы. Каждый такой «слой» имеет свое отражение в настоящем. Такое разнообразие, отраженное в самой социологии наших общин, является вызовом для нашей Церкви – необходимо найти общие формы организации и направления развития в единой идентичности и исторической преемственности, не навязывающей излишнего единообразия там, где это не идет на пользу.

Это – новый для всех путь, по которому мы только недавно идем. Здесь пока мало готовых форм. Разработка конкретных направлений и проектов решений происходит по инициативе отдельных приходов и настоятелей, модерируемых и утверждаемых Ординарием. В качестве примеров такого развития можно отметить организацию Всероссийских встреч католической молодежи византийского обряда, исторические конференции, возможность восточным семинаристам учиться вместе с латинскими собратьями в Санкт-Петербурге, издание по благословению епископа репринта утвержденного Римом для нашей церкви месяцеслова и другие инициативы, направленные как на «оживление», актуализацию истории Российского католичества в современности, так и на новые позитивные изменения в жизни и структуре РКЦВО в XXI веке. Поэтому опыт синодальности в принятии решений в нашей Церкви можно считать положительным.

X. ВОСПИТАНИЕ В СИНОДАЛЬНОСТИ

Сама жизнь наших общин и их членов в светском обществе выявляет те «проблемные точки» в реализации синодальности и ответственности, которые были описаны выше (атомизация, отсутствие навыков диалога ради истины, проблемы с инициативностью и т.п), но она же и предлагает инструменты для их проработки: через распределение ответственности за нормальное существование прихода в легальном, экономическом и литургическом смысле, т.е. привлечением большего числа прихожан к заботе о внешнем состоянии храма, служению у Алтаря, пению на Божественной Литургии, организации межприходских мероприятий (таких как детские лагеря и встречи молодежи), к взаимопомощи в житейских и духовных вопросах мы сами учимся быть синодальной церковью.

Лишь затем или по ходу дела, сделав синодальность в этом ее значении интегральной частью собственной христианской личности, сделав ее фактором своей жизни, сумев также совместить ее с иерархическим устройством Церкви, мы можем учить этой ответственности детей. Вопрос синодальности невозможно рассматривать иначе, чем вопрос зрелости личности, которая может быть достигнута в двух условиях: если работаем мы сами, и, если действует в нас Святой Дух.

Послесловие

Члены синодальной группы молодежи РКЦВО выражают надежду, что плоды этой совместной рефлексии принесут какую угодно пользу для дела, начатого Святейший Отцом, отмечая, что, пройдя этот маленький отрезок пути вместе, мы уже пожали для себя немало плодов: мы стали больше дружить и молиться друг за друга, интересоваться жизнью соседних общин и приходов, разделять проблемы и радости ближних, одновременно расширив понимания истории и настоящего состояния нашей церкви, общества и самих себя. Зная больше, можно больше любить. За это мы благодарим Бога и Приснодеву Марию.

Поделиться ссылкой:

Расписание Богослужений

Воскресенье
10.30 Часы, возможность исповеди
11.00 Литургия

Понедельник-пятница
6:50 Литургия
Суббота
7:50 Литургия
17:30 Всенощное бдение

 

Богослужения проводятся в маленькой церкви, расположенной в цокольном этаже собора Успения Девы Марии — 1-я Красноармейская ул., 11. Тел. +7 (911) 261-94-16