«Церкви Христовой необходимы женщины, которые полностью посвящают свою жизнь служению»

— Отец Александр, здравствуйте! Христос Воскресе! 
Воистину воскресе! 

— Я хотел поговорить о приближающейся встрече молодежи и друзей Российской Католической Церкви Византийского Обряда (РКЦВО), которая пройдет с 22 по 26 июля в Нижнем Новгороде и, пользуясь случаем, задать вопросы, которые лично мне поступают еще с прошлогодней встречи, посвященной вопросам молодежи и призваний. Люди смотрели фото и сразу возникает вопрос: «Почему у вас так мало девушек?» 

Когда владыка Иосиф посетил наш приход, приметил то же самое, мол это необычно, когда много молодых людей и мало девушек. Почему так получилось — что в моем приходе, что на встрече молодежи — не могу сказать точно. Мы, конечно, старались пригласить всех женщин и девушек, которым могла бы быть интересна эта встреча, но вышло не очень много. О причинах говорить сложно, но у меня есть впечатление, что мало кто всерьез занимается вопросом о женских призваниях в Российской Католической Церкви Византийского Обряда. А вопрос этот очень важен: Церковь, в которой женщины не играют большой роли, — это не христианская Церковь, ведь с самого начала женщины следовали за Иисусом вместе с апостолами. 

У некоторых складывается впечатление, когда люди смотрят на работу, выполняемую женщинами в самом храме в сравнении с тем, что делают мужчины (на которых так или иначе все богослужение), что женщины в Церкви, составляя численное большинство, не особенно «нужны». 

Как я уже сказал, с самого начала христианства устроение Церкви не обходилось без женских рук и сердец, поскольку все собирались вокруг Марии. Мария – не Петр, но Церковь зиждется на обоих. Без Марии, как и без Петра, Церковь не была бы Церковью, а была бы чем-то другим. Х. Бальтазар говорит о богородичном и петровом принципах как обязательных для понимания ее природы. 

И мой личный почти тридцатилетний опыт священства тоже говорит, что где нет участия женщин, там ничего не получится. Они молятся, заботятся о бедных, не только рождают, но и воспитывают детей, создают красоту в церкви. У них особый образ познания Бога, связь с Ним и с Богородицей, которая очень кстати. Можно ли обойтись без всего этого? Конечно, нельзя. 

Вне всяких идеологических конструкций факт остается фактом – без подлинного раскрытия всех женских качеств не может раскрыться в полной мере и любовь Бога к человечеству. Это в первую очередь касается нормального устройства семейной жизни, в которой женская самоотдача абсолютно необходима. Но и в самой структуре Церкви Христовой необходимы женщины, которые полностью посвящают свою жизнь служению. 

Что касается семьи, рождения и воспитания детей – более-менее ясно. Перед семьями сейчас стоит много вызовов, но в принципе люди имеют представление об этом пути и знают, что делать, и кто может их в этом пути сопровождать. А какие реальные возможности у тех женщин и девушек, которые видят у себя другое призвание? В РКЦВО есть монастыри, конгрегации? 

У нас есть монастырь Успения Божьей Матери, открытый в 1956 г. кардиналом Э. Тиссераном, дабы “девы, посвященные Богу, непрестанной молитвой и добродетельной жизнью склонили бы милосердие Всемогущего Бога к народам России”. (см. http://www.rkcvo.ru/node/678). Первыми насельницами этого монастыря были матушка Екатерина и матушка Юния со своими сподвижницами. К этому монастырю всегда питали уважение и в католическом, и в православном мире, что особенно стало ясно, когда преставилась матушка Екатерина, и монастырь получил соболезнования от православных и католических епископов. Сейчас Успенская обитель переживает трудности, и они связаны непосредственно с отсутствием призваний. Наверное, немногие девушки в России знают, что в этот монастырь можно поступить: зная широту сердец и набожность русских женщин, я не знаю, как иначе объяснить отсутствие призваний. 

Кроме этого, в Москве в приходе о. Сергея Николенко уже есть две посвященные девы византийского обряда. Их выбор показывает новый путь для женщин с призванием к богопосвящению. Больше, на данный момент, ничего пока нет. Были и отдельные матушки, жившие в монастырях византийского обряда в разных странах и потом вернувшиеся в Россию, но сейчас они живут в своих приходах как миряне. 

— Отец Александр, что, по-Вашему, нужно сделать в России для женщин, желающих полностью посвятить свою жизнь Богу? 

После Второго Ватиканского Собора везде в мире стали появляться движения мирян, в которых находят свое место женщины, желающие отдать свою жизнь Богу в миру. К сожалению, хотя в теории все возможно, в реальности пока эти пути не очень доступны для российских католиков византийского обряда. 

Есть люди, принадлежащие различным третьим орденам. Конечно, это тоже вариант, но есть общая проблема, делающая все эти пути скорее индивидуальными – не существует восточных ветвей этих движений и орденов. То же самое касается различных институтов посвященной жизни. Русских конгрегаций не существует. 

Было бы здорово, если бы все эти пути раскрылись, но нужно сказать, что на данный момент самым обычным образом полного посвящения своей жизни Богу в Русской Церкви является монашество. Поэтому огромным шагом вперед для всей РКЦВО, по моему мнению, было бы создание женского монастыря византийского обряда в самой России. Процесс создания такой обители, наверное, очень долог, ведь необходимо благословение епископа, разрешение Конгрегации Восточных Церквей и много что еще, но самое главное – нужно, чтобы девушки, мечтающие о жизни в таком монастыре, рассказали о своем желании нашему протосинкеллу о. Иоанну Леге или мне. Мне кажется, что создать такой монастырь вокруг Фатимской иконы Божьей Матери было бы реально в течение десяти лет, но начинать работать для этого нужно уже сейчас. 

Создать монастырь – это не открыть новую конгрегацию, для которой нужна новая особая харизма и т.п. В РКЦВО уже есть ктиторский и аскетический уставы, утвержденные апостольским престолом, и ими вполне можно руководствоваться. Конечно, эти уставы нужно несколько обновить с учетом рекомендаций Второго Ватиканского Собора, но это не та работа, которую делают за письменным столом. Обновление должно совершать постепенно, в соотнесении с духовной жизнью монастыря. 

— Очень интересно. Если не секрет, Вам уже говорил кто-нибудь о своем желании стать монахиней? 

Конечно, есть люди, которые думают о богопосвящении, некоторые даже жили в Успенском монастыре, но, по неизвестным причинам, не нашли там своего места. Ко мне также обратилась одна молодая девушка и одна женщина, которые думают об этом призвании. Знаю, что и в других приходах есть желающие. Конечно, это не очень много человек, поэтому нужно постоянно молиться Богородице и Святому Духу, чтобы они явили милосердие Церкви в России, и я верю, что так и будет. Разве может Пренепорочная, сердцу которой посвящена Россия, не услышать наших просьб? 

— Спасибо, отец Александр. Мне кажется, что формат наших встреч молодежи – неплохое подспорье для всех молодых людей – юношей и девушек – какие бы призвания они не имели от Бога. 

Да, очень важно, на мой взгляд, чтобы девушки, вопрошающие, как пройти свою жизнь с Богом, прибыли на встречу молодежи в этом году. Нужно, конечно, на такие темы говорить со священником, но и поделиться опытом с ровесниками, послушать их мнение может быть интересно и может принести пользу. 

— Большое спасибо, отец! 

С Богом!

Беседовал Максим Григорьев

Поделиться ссылкой:

Расписание Богослужений

Воскресенье
10.30 Часы
11.00 Литургия

Понедельник

уточнить у настоятеля (чаще всего с 9.30 Литургия)

Вторник-пятница
8.50 Литургия
18.45 Вечерня
Суббота
8.50 Литургия
17.30 Всенощное бдение

 

Последняя пятница месяца — 18.15 Литургия на украинском языке

 

Богослужения проводятся в маленькой церкви, расположенной в цокольном этаже собора Успения Девы Марии — 1-я Красноармейская ул., 11. Тел. +7 (911) 261-94-16