В Москве по следам первых католиков византийского обряда

По следам веры.

24 августа 2022 года в рамках встречи католиков византийского обряда в
Москве, было совершено паломничество по местам и следам исторических фигур
для нашей церкви. Мы совершили путь к дому русского философа Владимира
Соловьева, прошли через дом, в котором предположительно располагалась
Лурдская домовая церковь отца Николая Толстова и завершили наш путь у дома
семьи Абрикосовых. Опираясь на немногочисленные источники и свидетельства
предлагаем совершить этот путь знакомства с местами и нашими героями и Вас
дорогие читатели. Путь случился для нас живой и полный вопросов, тайн, поисков
и неожиданностей, как, впрочем, и вся история.

Первым местом нашего посещения был Храм Христа Спасителя (Волхонка 15).

Современное здание Храма построено в 90 -х годах и является воссозданием на
этом же месте одноименного храма, построенного в 1883 г. и разрушенного в
1937 году , который был построен по проекту Константина Андреевича Тона,
знаменитого русского архитектора, разработавшего так называемый «русско-
византийский стиль» в архитектуре. Константин Тон родился в семье обрусевшего
немецкого ювелира. И предположительно был католиком.
Работники Храма Христа Спасителя оказали нашей группе теплый и
гостеприимный прием, были доброжелательны и радушны. Увидев нас с
батюшкой Александром, предложили нам спуститься в нижнюю церковь на
специальном лифте.
Заметив на наших лицах вид рассеянных путников, отец Александр сразу менял
ход пути на паломнический! Подняв голову к куполу, он спросил: «С каким
евангелистом символизируется вот это лев?» И так мы повторили всех четырех
евангелистов с символами (Матфей с Ангелом, Марк со львом, Лука с тельцом, с
Иоаном орел). «Друзья! В любом храме мира вы найдете такое символичное
выражение и устройство. Необходимо посещать церкви до тех пор, пока их
пространства не начинает с вами говорить, до тех пор, пока пространство церкви
не становится узнанным и осознанным вашим внутренним домом, а посещение
церкви, встречей с ним». Так, оживив сознание, о вселенскости и значении церкви,
мы отправились в следующий пункт нашего паломничества!

Остоженка 16. Квартира Соловьевых.

Обычный старый московский дом на углу Остоженки и Лопухинского переулка
отмечен мемориальной доской с профилем, знакомым с детства. Из надписи на
ней следует, что это одно из многочисленных «ленинских мест». Однако рядом с
этой доской, если не вместо нее, уже давно должна была бы находиться и другая:
с этим домом оказалось связано событие, куда более значительное по своему
масштабу, — в нем в самом начале 1853 г., в пятницу 16 января (по ст. ст.)
родился Владимир Сергеевич Соловьев. Его родителями были знаменитый
историк Сергей Михайлович Соловьев и Поликсена Владимировна, урожденная
Романова.
Дом, в котором В.С. Соловьев родился и жил вместе с родителями, братьями и
сестрами в 1850-е гг., приобрел вид, близкий к современному, после перестройки в
конце XIX в. В настоящее время это трехэтажное эклектичное здание с аркой со
стороны переулка и помещениями бывшей пекарни на первом этаже.

Напротив дома, где родился Соловьев, через улицу, на месте сквера до 1930-х гг.
находилась церковь Воскресения Словущего, в которой его крестили.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) , человек который не нуждается в
особом представлении (ибо слишком много о нем уже сказано и написано) , но
который, бесспорно, оказал большое влияние на развитие русской философской
мысли на рубеже XIX и XX в. родился и умер в Москве. В этом городе прошли
его детство, отрочество, юность. Даже в зрелые годы, переселившись в
Петербург, В.С. Соловьев, до конца жизни не обзаведшийся собственной семьей
и домом, часто и подолгу бывал в Москве у друзей и родственников. Однако
осознание его как «москвича» пришло к нам относительно недавно, а точнее для
меня, прям во время нашего паломничества! Я была потрясена, поскольку по
счастливому совпадению, мое личное детство прошло на той же улице
несколькими домами дальше, и я никогда не знала, что ходила с ним одними
улицами в буквальном смысле слова. Именно в московский период жизни
В.С. Соловьев сформировался как ученый и мыслитель. Место, с которым были
связаны лучшие годы его жизни, не могло не найти отражение в Соловьевской
жизни и творчестве. Сам философ писал о себе и Москве так: «Крепчайшими
цепями прикован я к московским берегам».

Для нашего паломничества было важным, что, живя именно в этом доме
Соловьев на одном из светских приемов познакомился с отцом Николаем
Толстым, первым священником русской католической церкви византийского
обряда. И именно в 1896 году, по адресу следующего пункта нашего
паломничества произошло событие, которое описано в статье Николая Толстого
«Владимир Соловьев католик» следующим образом:

«И вот, на второй неделе поста 18-го февраля 1896 года, в небольшой каплице
Лурдской Божией Матери, что в Москве, на Остоженке, во Всеволожском
переулке, д. Соболева, при моей квартире, совершилось это скромное торжество“
Наступил Великий пост, и мы с Новским стали совершать по уставу все службы.
На второй неделе у меня говел Владимир Сергеевич Соловьев, и меня очень
тронул факт, что мне пришлось выслушать исповедание веры и принять в
общение Католической Церкви моего же учителя, который именно меня к ней и
привел».

Однако, этот радостный факт сразу же обернулся и угрозой для отца Николая
Толстого, поскольку 1896 г. в Российской империи действовал закон уголовного
преследования за переход из православия в любую другую конфессию. И по
словам самого отца Николая события того момента разворачивались следующим
образом:

«На следующий день после причащения Соловьева, в понедельник третьей
седмицы поста, меня потребовали в участок к приставу.
От волнения, когда я шел, у меня заныл зуб. Пристав меня принял в своей
квартире и предъявил мне бумагу, в которой было сказано, что я должен дать
подписку, что не буду совершать богослужений, именоваться священником и
носить духовное платье. Я категорически отказался”.

И мы нашим паломничеством проделали «хитрый» путь бегства отца Николая
Толстого, который сам он описывает так:

Бегство мое было обставлено следующим образом. Владимир Сергеевич
Соловьев ждал меня на своей квартире в Старо-Конюшенном переулке. Мой
постоянный извозчик Иван стоял у подъезда.
Я вышел с небольшим чемоданчиком, в котором лежало несколько смен белья,
костюм английского реверенда, привезенный из-за границы.
В переулке стояли полицейские агенты. Я сел в сани и громко скомандовал: «В
участок!» Иван тронул по направлению к Пречистенке. Уже предупрежденный, как
только мы проехали за угол, он повернул в Мертвый переулок (ныне
Пречистенский переулок) и к Соловьеву (Староконюшенный, 36). Там меня ждал
Новский. Я переоделся в реверенд и модные брюки, который мне предоставил
Дмитрий Сергеевич.
—   Пора, — сказал Владимир Сергеевич.
Иван тем временем, объехав участок, спокойно возвратился по Пречистенке без
седока, окончательно сбив агентов.
Затем с другого конца въехал в Старо-Конюшенный переулок и стал ждать на
углу. Соловьев вышел со мною, сделал ему знак, он подсадил нас и стрелою
помчал на Николаевский вокзал. Всю дорогу нам обоим было как-то ужасно
смешно, но мне, кажется, что смех этот был нервный. На вокзале Соловьев взял
мне билет I класса и усадил в вагон.

Мы прошли по стопам наших героев и убедились, что все описанные события
происходили в пределах нескольких улиц, прилегающих к друг другу. В
завершении этой почти детективной истории необходимо добавить, что этот
отрезок истории завершился благополучно. Отцу Николаю Толстому удалось
бежать. А вскоре, в связи с коронацией, Николай II издал манифест, в котором
ему простили незаконный выезд из России. С возвращением в Россию
закончилась эта история, но начался новый этап долгого мученического пути отца
Николая.   17 апреля 1905 года в Российской империи был издан Указ о
веротерпимости. После революции с 1919 по 1923 год Николай Толстой работал
священником в Киеве , затем до 1928 года в Одессе. 12 декабря 1937 г. был
арестован в Киеве. 25 января 1938 г был приговорен к расстрелу. Толстой был
расстрелян 4 февраля 1938 года в возрасте 70 лет.
А наш паломнический путь шел дальше от Дома Соболева к дому друзей В.
Соловьева к Староконюшенному переулку в сторону ул. Старый Арбат. И вот мы
на Староконюшенном переулке дом 36.

Здесь жил философ Сергей Николаевич
Трубецкой у которого часто бывал Владимир Соловьев. Они познакомились в
студенческие годы и стали друзьями. Летом 1895 года Сергей Николаевич
Трубецкой поселился вместе с семьей в имении «Узкое» . 31 июля 1900 года в
этом же имении в возрасте 47 лет скончался Владимир Соловьев.
Ну а мы нашей паломнической группой проследовали дальше, мимо
мемориальной квартиры Андрея Белого, что находится на углу Арбата в доме №
55 и Денежного переулка. А. Белый лидер московских символистов и писатель модернист на жизнь и творчество которого так же оказывало влияние творчество
Владимира Соловьева. Все они жили по соседству. Из этой точки пути мы
направились к конечному пункту нашего паломничества.

Гоголевский Бульвар дом 29, квартира 34.

Супруги Анна Абрикосова (впоследствии мать Екатерина, мученица за веру) и ее
муж Владимир Абрикосов (впоследствии русский католический священник)
посвятили себя апостольской работе среди соотечественников. В Москве они
поселились в большой квартире под номером 34 по адресу Пречистенский
Бульвар (ныне Гоголевский бульвар), 29. Их дом стал центром распространения
католической веры среди жителей Москвы. На квартире у Абрикосовых регулярно
устраивались различные собрания на религиозные темы — для интеллигенции,
для друзей и новообращенных, где, под руководством Анны Абрикосовой,
разбирались различные догматические, философские и духовные вопросы. На
этих собраниях бывали представители различных кругов общества, в том числе и
православные священники. В 1911 и 1912 годах дом Абрикосовых посещает отец
Леонид Федоров. В квартире Абрикосовых была устроена домовая церковь, где
совершались богослужения созданного в Москве русского католического прихода
византийского обряда в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В этом месте, заканчивая паломничество, отец Александр был благодарен сам и
обращал наше внимание на тот факт, что история нашей церкви проистекает из
благодатной почвы мученичества за веру и святости. Что этот факт не
автоматический, а является даром! Благодарение Богу!

Гущина. В.И.

Поделиться ссылкой:

Расписание Богослужений

Воскресенье
10.30 Часы, возможность исповеди
11.00 Литургия

Понедельник-пятница
6:50 Литургия
Суббота
7:50 Литургия
17:30 Всенощное бдение

 

Богослужения проводятся в маленькой церкви, расположенной в цокольном этаже собора Успения Девы Марии — 1-я Красноармейская ул., 11. Тел. +7 (911) 261-94-16