В Москве по следам первых католиков византийского обряда

По следам веры.

24 августа 2022 года в рамках встречи католиков византийского обряда в Москве, было совершено паломничество по местам и следам исторических фигур для нашей церкви. Мы совершили путь к дому русского философа Владимира Соловьева, прошли через дом, в котором предположительно располагалась Лурдская домовая церковь отца Николая Толстова и завершили наш путь у дома семьи Абрикосовых. Опираясь на немногочисленные источники и свидетельства предлагаем совершить этот путь знакомства с местами и нашими героями и Вас дорогие читатели. Путь случился для нас живой и полный вопросов, тайн, поисков и неожиданностей, как, впрочем, и вся история.

Первым местом нашего посещения был Храм Христа Спасителя (Волхонка 15).

Современное здание Храма построено в 90 -х годах и является воссозданием на этом же месте одноименного храма, построенного в 1883 г. и разрушенного в 1937 году , который был построен по проекту Константина Андреевича Тона, знаменитого русского архитектора, разработавшего так называемый «русско- византийский стиль» в архитектуре. Константин Тон родился в семье обрусевшего немецкого ювелира. И предположительно был католиком. Работники Храма Христа Спасителя оказали нашей группе теплый и гостеприимный прием, были доброжелательны и радушны. Увидев нас с батюшкой Александром, предложили нам спуститься в нижнюю церковь на специальном лифте. Заметив на наших лицах вид рассеянных путников, отец Александр сразу менял ход пути на паломнический! Подняв голову к куполу, он спросил: «С каким евангелистом символизируется вот это лев?» И так мы повторили всех четырех евангелистов с символами (Матфей с Ангелом, Марк со львом, Лука с тельцом, с Иоаном орел). «Друзья! В любом храме мира вы найдете такое символичное выражение и устройство. Необходимо посещать церкви до тех пор, пока их пространства не начинает с вами говорить, до тех пор, пока пространство церкви не становится узнанным и осознанным вашим внутренним домом, а посещение церкви, встречей с ним». Так, оживив сознание, о вселенскости и значении церкви, мы отправились в следующий пункт нашего паломничества!

Остоженка 16. Квартира Соловьевых.

Обычный старый московский дом на углу Остоженки и Лопухинского переулка отмечен мемориальной доской с профилем, знакомым с детства. Из надписи на ней следует, что это одно из многочисленных «ленинских мест». Однако рядом с этой доской, если не вместо нее, уже давно должна была бы находиться и другая: с этим домом оказалось связано событие, куда более значительное по своему масштабу, — в нем в самом начале 1853 г., в пятницу 16 января (по ст. ст.) родился Владимир Сергеевич Соловьев. Его родителями были знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев и Поликсена Владимировна, урожденная Романова. Дом, в котором В.С. Соловьев родился и жил вместе с родителями, братьями и сестрами в 1850-е гг., приобрел вид, близкий к современному, после перестройки в конце XIX в. В настоящее время это трехэтажное эклектичное здание с аркой со стороны переулка и помещениями бывшей пекарни на первом этаже.

Напротив дома, где родился Соловьев, через улицу, на месте сквера до 1930-х гг. находилась церковь Воскресения Словущего, в которой его крестили. Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) , человек который не нуждается в особом представлении (ибо слишком много о нем уже сказано и написано) , но который, бесспорно, оказал большое влияние на развитие русской философской мысли на рубеже XIX и XX в. родился и умер в Москве. В этом городе прошли его детство, отрочество, юность. Даже в зрелые годы, переселившись в Петербург, В.С. Соловьев, до конца жизни не обзаведшийся собственной семьей и домом, часто и подолгу бывал в Москве у друзей и родственников. Однако осознание его как «москвича» пришло к нам относительно недавно, а точнее для меня, прям во время нашего паломничества! Я была потрясена, поскольку по счастливому совпадению, мое личное детство прошло на той же улице несколькими домами дальше, и я никогда не знала, что ходила с ним одними улицами в буквальном смысле слова. Именно в московский период жизни В.С. Соловьев сформировался как ученый и мыслитель. Место, с которым были связаны лучшие годы его жизни, не могло не найти отражение в Соловьевской жизни и творчестве. Сам философ писал о себе и Москве так: «Крепчайшими цепями прикован я к московским берегам».

Для нашего паломничества было важным, что, живя именно в этом доме Соловьев на одном из светских приемов познакомился с отцом Николаем Толстым, первым священником русской католической церкви византийского обряда. И именно в 1896 году, по адресу следующего пункта нашего паломничества произошло событие, которое описано в статье Николая Толстого «Владимир Соловьев католик» следующим образом:

«И вот, на второй неделе поста 18-го февраля 1896 года, в небольшой каплице Лурдской Божией Матери, что в Москве, на Остоженке, во Всеволожском переулке, д. Соболева, при моей квартире, совершилось это скромное торжество“ Наступил Великий пост, и мы с Новским стали совершать по уставу все службы. На второй неделе у меня говел Владимир Сергеевич Соловьев, и меня очень тронул факт, что мне пришлось выслушать исповедание веры и принять в общение Католической Церкви моего же учителя, который именно меня к ней и привел».

Однако, этот радостный факт сразу же обернулся и угрозой для отца Николая Толстого, поскольку 1896 г. в Российской империи действовал закон уголовного преследования за переход из православия в любую другую конфессию. И по словам самого отца Николая события того момента разворачивались следующим образом:

«На следующий день после причащения Соловьева, в понедельник третьей седмицы поста, меня потребовали в участок к приставу. От волнения, когда я шел, у меня заныл зуб. Пристав меня принял в своей квартире и предъявил мне бумагу, в которой было сказано, что я должен дать подписку, что не буду совершать богослужений, именоваться священником и носить духовное платье. Я категорически отказался”.

И мы нашим паломничеством проделали «хитрый» путь бегства отца Николая Толстого, который сам он описывает так:

Бегство мое было обставлено следующим образом. Владимир Сергеевич Соловьев ждал меня на своей квартире в Старо-Конюшенном переулке. Мой постоянный извозчик Иван стоял у подъезда. Я вышел с небольшим чемоданчиком, в котором лежало несколько смен белья, костюм английского реверенда, привезенный из-за границы. В переулке стояли полицейские агенты. Я сел в сани и громко скомандовал: «В участок!» Иван тронул по направлению к Пречистенке. Уже предупрежденный, как только мы проехали за угол, он повернул в Мертвый переулок (ныне Пречистенский переулок) и к Соловьеву (Староконюшенный, 36). Там меня ждал Новский. Я переоделся в реверенд и модные брюки, который мне предоставил Дмитрий Сергеевич. — Пора, — сказал Владимир Сергеевич. Иван тем временем, объехав участок, спокойно возвратился по Пречистенке без седока, окончательно сбив агентов. Затем с другого конца въехал в Старо-Конюшенный переулок и стал ждать на углу. Соловьев вышел со мною, сделал ему знак, он подсадил нас и стрелою помчал на Николаевский вокзал. Всю дорогу нам обоим было как-то ужасно смешно, но мне, кажется, что смех этот был нервный. На вокзале Соловьев взял мне билет I класса и усадил в вагон.

Мы прошли по стопам наших героев и убедились, что все описанные события происходили в пределах нескольких улиц, прилегающих к друг другу. В завершении этой почти детективной истории необходимо добавить, что этот отрезок истории завершился благополучно. Отцу Николаю Толстому удалось бежать. А вскоре, в связи с коронацией, Николай II издал манифест, в котором ему простили незаконный выезд из России. С возвращением в Россию закончилась эта история, но начался новый этап долгого мученического пути отца Николая.   17 апреля 1905 года в Российской империи был издан Указ о веротерпимости. После революции с 1919 по 1923 год Николай Толстой работал священником в Киеве , затем до 1928 года в Одессе. 12 декабря 1937 г. был арестован в Киеве. 25 января 1938 г был приговорен к расстрелу. Толстой был расстрелян 4 февраля 1938 года в возрасте 70 лет. А наш паломнический путь шел дальше от Дома Соболева к дому друзей В. Соловьева к Староконюшенному переулку в сторону ул. Старый Арбат.

И вот мы на Староконюшенном переулке дом 36.

Здесь жил философ Сергей Николаевич Трубецкой у которого часто бывал Владимир Соловьев. Они познакомились в студенческие годы и стали друзьями. Летом 1895 года Сергей Николаевич Трубецкой поселился вместе с семьей в имении «Узкое» . 31 июля 1900 года в этом же имении в возрасте 47 лет скончался Владимир Соловьев. Ну а мы нашей паломнической группой проследовали дальше, мимо мемориальной квартиры Андрея Белого, что находится на углу Арбата в доме № 55 и Денежного переулка. А. Белый лидер московских символистов и писатель модернист на жизнь и творчество которого так же оказывало влияние творчество Владимира Соловьева. Все они жили по соседству. Из этой точки пути мы направились к конечному пункту нашего паломничества.

Гоголевский Бульвар дом 29, квартира 34.

Супруги Анна Абрикосова (впоследствии мать Екатерина, мученица за веру) и ее муж Владимир Абрикосов (впоследствии русский католический священник) посвятили себя апостольской работе среди соотечественников. В Москве они поселились в большой квартире под номером 34 по адресу Пречистенский Бульвар (ныне Гоголевский бульвар), 29. Их дом стал центром распространения католической веры среди жителей Москвы. На квартире у Абрикосовых регулярно устраивались различные собрания на религиозные темы — для интеллигенции, для друзей и новообращенных, где, под руководством Анны Абрикосовой, разбирались различные догматические, философские и духовные вопросы. На этих собраниях бывали представители различных кругов общества, в том числе и православные священники. В 1911 и 1912 годах дом Абрикосовых посещает отец Леонид Федоров. В квартире Абрикосовых была устроена домовая церковь, где совершались богослужения созданного в Москве русского католического прихода византийского обряда в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В этом месте, заканчивая паломничество, отец Александр был благодарен сам и обращал наше внимание на тот факт, что история нашей церкви проистекает из благодатной почвы мученичества за веру и святости. Что этот факт не автоматический, а является даром! Благодарение Богу!

Гущина. В.И.

Поделиться ссылкой:

Расписание Богослужений

Воскресенье
10.30 Часы, возможность исповеди
11.00 Литургия

Понедельник-пятница
6:50 Литургия
Суббота
7:50 Литургия
17:30 Всенощное бдение

 

Богослужения проводятся в маленькой церкви, расположенной в цокольном этаже собора Успения Девы Марии — 1-я Красноармейская ул., 11. Тел. +7 (911) 261-94-16